Инна Доценко (innadocenko) wrote,
Инна Доценко
innadocenko

Categories:

"Идолы". Эстетика каменных изваяний

.«Идолом» или еще хуже «каменной бабой» принято называть древние каменные изваяния, безусловно имеющие сакральное значение. Они похожи на менгиры (от бретонского men — камень и hir — длинный), но не столь условны, как они, и почти всегда отражают мужской образ, прежде всего воина, так как частым атрибутом их, начиная с эпохи меднокаменного века, является оружие. Постепенно этот атрибут сменяет рог - ритон, то есть чаша. О чем это говорит? Ответ на этот вопрос может быть только один: это указывает на сому, хаому, напиток бессмертия, наконец, пусть это не обескураживает, на прообраз евхаристической чаши.
Скорее всего, в силу своей исключительной сохранности в течение тысячелетий отношение к этим изваяниям в зависимости от духовной жизни населения тех мест, где они стояли, менялось, но всегда оставалось благоговейным.
Древнейшими из них являются изваяния, найденные в Лепенски Вир (Балканы), которых можно называть первыми крупными скульптурами в истории культуры. Они достаточно тщательно высечены, даже передают выражение лица, но по прошествии сотен веков, уже в южно-русских степях подобные каменные изваяния приобретают более условные лица, устойчивую иконографию и характерную технику обработки камня, основные элементы которых сохранялись с бронзового века до Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром и даже после этого.
Основной особенностью наших каменных «идолов» является безыскусность, полное отсутствие эстетики -- того, что, можно сказать, является определением внешней красоты. «Каменный идол» некрасив. При чем, не сказать, что камень (обычно известняк) грубо обработан. «Каменный идол» именно некрасив. Почему? Не могли, не умели лучше? Нет, могли, особенно это касается скифов, оставивших нам бесчисленные образцы своего великолепного самобытного художественного искусства. Им и греческое нравилось, они пользовались услугами греческих художников, даже некоторых богов изображали по-гречески, но скифские каменные изваяния продолжают предшествующую традицию, как будь то, скифы боялись ее нарушить. Почему? Скорее всего, в отличие от других изображений к ним было отношение как к «самому святому»: неизменность традиции обуславливается, прежде всего, боязнью утраты особого духовного дара, который сохраняется именно так, как указывает традиция. Если учесть, что подобные изображения возникли в  эпоху еще распространенного Единобожия, то они, хотя бы частично выражали идею Единого Бога. Кстати, некорректно говорить про православную икону, что она красивая -- икона бывает ни некрасивой, ни красивой, а правильной и неправильной. Тем не менее, иконопись эстетична, а «каменный идол» нет. Напрашивается мысль, что идол освобожден от красивости, от всего того, что имеет внешнюю, плотскую красоту, чтобы свидетельствовать о мире с невыразимой нетленной красотой. Воин, вождь или царь изображенный в виде «идола» уже там.
Tags: идолы, скифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments